пятница, 1 февраля 2013 г.

Скоро в школу



И вот он наступил — последний год перед поступлением вашего ребенка в школу. В любой семье этот год заполнен не только приятными волнениями и ожиданием, но и массой непривычных проблем и тревог. Безусловно, вы полны желания, чтобы малыш не только хорошо учился, но и оставался здоровым и веселым. Многое здесь зависит от того, насколько серьезно и ответственно вы отнесетесь к этому вопросу. «До школы еще целый год», — часто слышим мы от родителей и отвечаем: «До школы только один год».
И вы должны многое успеть, если хотите, чтобы ребенок и легко учился, и сохранил свое здоровье.Все мы, конечно, понимаем, что крепкое здоровье ребенка —основа успешного обучения в школе. Но всегда ли задумываемся над тем, что по силам нашим детям, а какие нагрузки могут нанести вред здоровью малыша? Ведь зачастую мы считаем пустяками именно то, что очень важно, что может помочь сохранить и укрепить его здоровье. В настоящее время, к сожалению, уже ни для кого не является секретом, что все больше и больше детей приходит в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические. Конечно же, это не проходит бесследно и приводит в дальнейшем к целому комплексу школьных проблем. Родители нередко сетуют, мол, до школы со здоровьем не возникало никаких проблем, у ребенка не находили никаких отклонений, он не состоял на особом учете, спокойно рос, да и в медицинской карте, где имеются заключения всех специалистов, стоит: «Здоров». И вдруг внезапно ухудшается здоровье. Но задумаемся: так ли уж внезапно? Неужели ни от чего ребенок становится нервным, плаксивым, раздражительным, часто болеет? Почему же так происходит и кто в этом виноват?
  СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ
Необходимо твердо понять, что ни от чего здоровье не ухудша­ется. Ведь школа — очень серьезный, переломный этап для ребенка. Это и существенное изменение привычного образа жизни, и новые нагрузки, напряженный умственный труд, ограничение движений. Необходимо твердо понять, что ни от чего здоровье не ухудша­ется. Ведь школа — очень серьезный, переломный этап для ребенка. Это и существенное изменение привычного образа жизни, и новые нагрузки, напряженный умственный труд, ограничение движений.

Ребенок, привыкший много играть, много двигаться, вынужден длительное время проводить за партой. Резко сокращается время отдыха, прогулок, возрастают эмоциональные нагрузки. Первокласснику нужно привыкнуть к новому коллективу, к требованиям учителя, к необходимости усидчиво и целенаправленно работать. Безусловно, для детей 7-летнего, а тем более 6-летнего возраста это большой труд и, как показывает практика, для многих малышей непосильный. Вполне очевидно — чтобы превозмочь возникающие трудности, требуется определенная зрелость всех систем организма. И в основе этого —здоровье, силы для преодоления нагрузок. Понятно, что больной, ослабленный, быстро утомляющийся ребенок столкнется в школе с большими трудностями. И будет поздно, если  родители обратят внимание на состояние здоровья сына или дочери лишь тогда, когда оно резко ухудшится, когда малыш «сорвется» от непосильной нагрузки.

Сохранить здоровье своего ребенка-основная задача и обязанность родителей. Подорвать его легко, а вот восстановить, избавиться от различных нарушений, обрести прежнее состояние - для этого потребуется уже значительно больше времени. И надо быть готовым к тому, что не всегда ваши усилия окажутся плодотворными. Цена пятерок вашего малыша будет очень сомнительна, если у отличника расстроится сон, если он станет раздражительным, плаксивым, если у него появятся синяки под глазами. «Ясно! — скажете вы. — Необходимо беречь здоровье ребенка». Но помните: беречь — совсем не значит «дрожать* над ребенком, потакать всем его капризам, выполнять любые желания, охать и причитать вокруг «бледного и слабого». Беречь — значит уметь объективно оценить состояние здоровья, понять, что надо вовремя вылечить, исправить, укрепить. Беречь — значит твердо знать, как организовать режим дня, труд и отдых ребенка, как научить его усидчиво работать, как правильно закаливать и многое другое. Обо всем этом надо позаботиться еще до школы. Только таким образом вы сумеете помочь маленьким ученикам успешно преодолеть первый серьезный этап в их жизни.  

Вы скажете: «Это всем известно, банально, ничего нового». Конечно, ничего принципиально нового мы не изобрели. Мы только хотим, чтобы вы стали более внимательны к своему ребенку, к его здоровью и понимали, что ни от чего здоровье не ухудшается. А многие школьные трудности, которые волнуют взрослых, тесно связаны с состоянием здоровья ребенка. Итак, первое, что надо сделать при подготовке ребенка к шко­ле, — объективно оценить его здоровье.

Как выглядит здоровый ребенок? Активный, веселый, с хорошим настроением. (В понятие «здоровье» входит и оценка поведения ребенка, его эмоциональная настроенность, соответствие физического и психического развития возрасту.) У него прекрасный аппетит и крепкий сон, он легко просыпается, умеет быстро сосредоточиться и минут 20 работать очень внимательно, не отвлекаясь. Он не хлюпает носом, не дышит открытым ртом, не жалуется на недомогание, головную боль или боли в животе, у него нет хронических заболеваний, постоянных простуд.

Много ли таких здоровых детей приходит в школу? Увы, только 20 — 25%. А остальные? Для остальных школьные нагрузки могут стать сложными, трудными, а порой и непосильными.

«Здоров ли Ваш ребенок?» — спрашиваем мы маму будущего первоклассника. «Да, ничего особенного, как все», —отвечает она и только после наших дополнительных вопросов начинает осознавать, насколько неточным был ее ответ. «Ничего особенного» — это и частые простуды, и постоянно больные уши, и травмы, и задержки в развитии, и трудности в раннем периоде развития, и многое другое. 


ПРОБЛЕМЫ ИЗ РАННЕГО ДЕТСТВА
Важно не забывать, что здоровье ребенка, а значит, и его школьные успехи закладываются еще в раннем детстве. Тем не менее редко какая мама вспомнит о различных нарушениях в развитии ребенка и уже совсем не свяжет возникающие школьные трудности с такими «мелочами», как собственное здоровье, течение беременности и родов. И еще реже видят родители связь между состоянием здоровья ребенка и семейным климатом, взаимоотношениями родителей и детей. На это не всегда обращается должное внимание, а ведь атмосфера в доме очень важна.

Как раз в самом раннем периоде развития активно формируются все системы в организме ребенка, определяются пути их дальнейшего становления. И часто забывчивость и невнимательность родителей обходятся очень дорого.

Уже давно доказано, что здоровье ребенка во многом зависит от эмоционального и психологического состояния матери во время бере­менности. Имеет значение все — и волнения, связанные, например, с учебой, экзаменами, бытовой неустроенностью, отношениями с мужем, родителями и т.д. Неудивительно, что в результате маминых «нервов» малыши в течение первого года жизни бывают очень беспокойными, крикливыми, не спят ночами, плохо едят, медленно прибавляют в весе, отстают в развитии.


 ТАКАЯ  ПРИВЫЧНАЯ  ПРОСТУДА 
А вечные простуды? Редко когда родители могут сказать, что ребенок ничем не болел. Как правило, с поступлением в ясли и детский сад начинается цепь так называемых простуд, а на самом деле вирусных инфекционных заболеваний. Постоянные ОРВИ (острые респираторные вирусные инфекции), гриппы, ангины, бронхиты — все очень серьезно. К сожалению, далеко не все родители осознают это. Многие считают, что хорь, свинка и другие детские инфекции опасны, а простудные — нет. Это большая ошибка! Любое из этих заболеваний, а особенно частые заболевания, значительно снижает функциональные возможности организма ребенка, создает фон для возникновения других, нередко хронических заболеваний, для повышенной утомляемости, низкой умственной работоспособности, нарушений поведения и, как следствие, низкой успеваемости.

Часто болеющего ребенка отличишь сразу. Он обычно бледен, малоактивен, ослаблен, плаксив. У него может быть длительное небольшое повышение температуры, плохой сон, снижение аппетита, быстрая утомляемость. Такие дети зачастую отстают в физическом и психическом развитии. Получается как бы замкнутый круг: острые болезни могут порождать хронические, а хронические заболевания, что называется, выбивая ребенка из колеи, нарушают его нормальное развитие.

Рассмотрим, какие нарушения в состоянии здоровья детей наиболее типичны, с какими нарушениями в здоровье первоклассники чаще обычного приходят в школу.



ЗУБЫ
Прежде всего мы должны отметить заболевшим зубов. Вот уж всем известно, что хорошие зубы — залог здоровья. Да и просто приятно видеть красивые белые зубы. Однако задумайтесь, все ли вы делаете для того, чтобы зубы у вашего ребенка были здоровыми. Скорее всего нет, о чем говорит тот факт, что более 90% детей приходят в школу уже с больными зубами. А ведь заболевание это не проходит бесследно для всего организма. Больные зубы — это и различные хронические воспалительные очаги в организме, и ревматизм, и болезни почек. Но особенно страдают органы пищеварения: при наличии больных (кариозных) зубов в желудок попадает плохо пережеванная и мало пропитанная слюной пища. Дети, имеющие больные зубы, быстро утомляются, они расеянны, и у них, безусловно, чаще отмечаются трудности обучения.

Самая распространенная болезнь зубов — кариес, разрушение зуба с образованием в нем полости. Вначале возникает боль при приеме холодной и горячей пищи, а если зуб не запломбирован, появляется нестерпимая боль, так как внутри зуба проходит воспалительный процесс с последующими осложнениями.

Когда же надо начинать заботиться о зубах ребенка? В детском саду, в школе? Нет, уже поздно. Об этом необходимо подумать маме еще во время беременности. Правильное питание, мясо-молочно-растктельная диета, достаточное количество фруктов, овощей, творога, яиц и, безусловно, своевременное лечение своих зубов — вот где основа хороших зубов у вашего ребенка.

И все-таки, какова непосредственная причина развития кариеса зубов? По этому поводу имеется несколько точек зрения, наиболее распространенная из которых — гниение остатков пищи, застревающей между зубами. В результате гнилостного брожения остатков пищи.у детей возникает неприятный запах изо рта и начинается разрушение зубов. Многие специалисты, в их числе известный детский врач Бенджамин Спок, называют причиной кариеса большое количество сладостей, избыток углеводов. По их мнению, нельзя давать ребенку перед сном ни конфет, ни печенья, так как глюкоза (при закрытом рте) преобразуется в кислоту, разрушающую эмаль зубов. Б.Спок считает, что особое значение имеет время, в течение которого кислота контактирует с зубами. Наиболее губительно для них длительное воздействие. Сладкое печенье, конфеты, другая твердая пища, которая забивается надолго между зубами, оказывают очень плохое влияние. Отсюда правило — после еды необходимо прополоскать рот, а лучше всего почистить зубы (будем откровенны: не все родители прививают вовремя своим детям этот элементарный гигиенический навык).

Мы не сомневаемся в том, что многие родители имеют представление об этой проблеме. Но, к сожалению, только теоретическое. А на практике делают очень мало для сохранения зубов своего ребенка. Не секрет, что в сознании большинства взрослых установилась прочная взаимосвязь между сладостями и любовью к ребенку. Обратимся опять к Б.Споку, который пишет, что родители очень часто выражают свое одобрение ш привязанность с помощью сладкого: «ты съел весь обед, поэтому можешь положить себе самый большой кусок торта», «ты хорошо себя вел, поэтому разрешаю тебе взять конфетку». Вспомните, мы нередко в качестве похвалы предлагаем ребенку леденец или шоколадку. Наверняка трудно встретить такую маму, которая, угощая ребенка сладостями, думает о том, что приносит в жертву его зубы. И мы полностью согласны с известным детским врачом, что самые лучшие для ребенка сладости, самые полезные для его зубов продукты —это фрукты, овощи, фруктовые и овощные соки.

Однако вернемся к вопросу о том, когда и как надо учить ребенка правильно ухаживать за зубами. Практика показывает, что многие родители уверены в том, что за молочными зубами ухаживать совершенно не обязательно. Вот вырастут постоянные, тогда... А тогда уже будет поздно. Начинать чистить зубы необходимо уже при появлении у малыша первых четырех резцов. Рекомендуется использовать маленькую мягкую щеточку. Причем надо не столько чистить зубы, сколько массировать десны для их укрепления и улучшения кровотока. Дошкольники с 3-х лет могут чистить зубы уже самостоятельно, нужно только научить их. И лучше всего, как и во всем остальном, учить не словами, а личным примером. Это и нагляднее, и эффективнее. А уж если вы заметил;; у и горячей пищи, а если зуб не запломбирован, появляется нестерпимаэ боль, так как внутри зуба проходит воспалительный процесс с последующими осложнениями. 


ОСАНКА
Взрослым должно стать понятным, почему при первом же подозрении на нарушенную осанку необходимо обратиться к специалисту (хирургу-ортопеду или педиатру) и за оставшийся год принять срочные меры.


А что могут сделать сами родители для того, чтобы сохранить у ребенка хорошую осанку? Французские врачи Софи Ламираль и Кристина Рипо отмечают, что позвоночный столб ребенка легко деформируется под влиянием самых различных причин. Вспомните, на каком матраце спит ваш ребенок. Наверняка вы стараетесь сделать его постель помягче, поудобнее. Вы не правы! Матрац, наоборот, должен быть жестким. В этом случае он исправляет неправильное положение тела, выпрямляет спину. Если ребенок спит на мягком матраце, позвоночник принимает вогнутую форму, что приводит к округлению спины. Не рекомендуется использовать и пуховую подушку. Она слишком мягкая и задерживает много тепла, поэтому дети потеют. Самая подходящая подушка —плоская, желательно из пера или конского волоса.

Важно и то, за каким столом занимается, рисует ребенок. Не приходится ли ему высоко тянуться до него, или он вынужден сидеть в неудобной, сгорбленной позе. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Не усаживайте его на очень низкий стул, высоту которого вы увеличили с помощью, скажем, толстой книги. Лучше всего, конечно, иметь парту с регулируемым по высоте сиденьем. Стул должен быть придвинут к столу, но так, чтобы грудь не упиралась в край стола: это затрудняет дыхание. Не позволяйте ребенку сидеть на поджатой ноге: в таком положении полностью нарушается равновесие тела. И уж совсем плохо, когда дети сидят, низко наклонившись к столу, как говорят, «уткнувшись носом* в альбом, тетрадь, книгу. Следите также за положением книги и тетради.

Самые лучшие средства для профилактики нарушений осанки:
-постоянное наблюдение за позой ребенка во время игр, занятий;
-движения во всех видах;
-подвижные игры на воздухе;
-утренняя гимнастика;
-закаливание;
-достаточное освещение и правильно подобранная мебель;
-специальные комплексы физических упражнений.
 И еще: посмотрите на себя в зеркало. Ваша осанка должна быть примером для ребенка.


УХО ГОРЛО НОС
Заболевания уха, горла, носа (ЛОР-органы) многие родители считают не стоящими серьезного внимания и не задумываются над тем, что не только в период болезни, но и после нее еще довольно долго функциональные возможности организма ребенка снижены, а значит, снижена трудоспособность, повышена утомляемость. Затрудненное дыхание через нос, постоянно открытый рот, непроходящий насморк, периодическое воспаление среднего уха (отит), частые ангины свидельствуют о неблагополучии в этой области.

Затрудненное дыхание через нос возникает в результате значительного увеличения так называемых носовых миндалин (аденоидов). Это, естественно, препятствует поступлению достаточного количества кислорода воздуха в легкие и в различные клетки организма, особенно клетки головного мозга, что приводит к быстрой утомляемости, снижению работоспособности, ухудшению памяти и, как следствие, к комплексу школьных проблем. Кроме того, холодный воздух, поступая в дыхательные пути через рот, минуя придаточные пазухи носа, не успевает нагреться. Поэтому, в осеннее, зимнее время года верхние дыхательные пути постоянно переохлаждаются. В результате возникают частые простудные заболевания, еще больше ослабляющие организм. Частые отиты, следствием которых у ребенка бывает снижение слуха, так же могут стать одной из причин затруднений в учебе.

Подобные затруднения мы наблюдали, например, у одной перво­классницы, которая до школы 12 раз перенесла воспаление среднего уха. К сожалению, мама забыла, не сочла необходимым предупредить об этом ни школьного врача, ни учительницу. Не зная о заболевании, девочку посадили за одну из последних парт, и только через месяц учительница обратила внимание на то, что ребенок, по-видимому, не слышит ее и поэтому не усваивает программу.

Частые заболевания ангинами приводят, как правило, к увеличению миндалин, образованию в них гнойных пробок, т.е. хроническому воспалению. В результате в организме ребенка образуется стойкий очаг инфекции. А последствия этого могут быть разными — от общей ослабленности организма до поражения сердечно-сосудистой системы, снижения темпов физического и психического развития. Надеемся, что теперь родителям станет более понятно, почему все заболевания уха, горла и носа необходимо вылечить обязательно до поступления ребенка в школу.


КАК СОХРАНИТЬ ЗРЕНИЕ
   Неотъемлемым условием успешного обучения является хорошее состояние зрения, особенно у детей, поступающих в школу с 6-летиего возраста. Несмотря на то что для многих дошкольников характерно гармоничное развитие органа зрения, все-таки около 4% детей уже до поступления в школу имеют близорукую рефракцию (миопию). Эффективность мер, направленных на охрану зрения, зависит не только от врача, но и от педагога и родителей. Именно родители должны иметь представление об особенностях строения и функционирования органа зрения и знать круг тех необходимых педагогических и гигиенических мероприятий, которые помогут сохранить зрение ребенка. Это особенно важно потому, что начало обучения связано с резким увеличением нагрузки на глаза, тем более, что возраст б — 7 лет совпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения.
В последнее время особенно пристальное внимание уделяется детям, составляющим так называемую группу повышенного риска по развитию близорукости. Входит ли в нее ваш ребенок, вы узнаете, если обратитесь к врачу-окулисту. Сделать это своевременно, до школы, очень важно, так как подобные дети требуют ограничения зрительной нагрузки, особенно при работе с мелкими деталями, при занятии штриховкой, при чтении текста, набранного мелким шрифтом.

Условия для слишком быстрого роста близорукости создаются и в том случае, если ребенок редко бывает на свежем воздухе, мало двигается, часто болеет, а также рассматривает предметы на близком расстоянии. Кроме того, вы должны быть особенно внимательны, если сами страдаете близорукостью. Пои любых занятиях ребенка важно следить, чтобы освещенность рабочего места была достаточной, чтобы свет падал правильно (слева — если ребенок работает правой рукой, и справа — если он работает левой рукой).

Рекомендуются специальные упражнения для укрепления зрения, которые можно выполнять дома: быстрый перевод взгляда с близкого на удаленный объект и обратно в течение 0,5 — 1 минуты. Для этого можно использовать яркие картинки или шары, подвешенные на расстоянии. Нужно приучать ребенка во время работы давать отдых глазам, рас­слабляться. Эти упражнения несложны, но эффективны, они способствуют улучшению функционального состояния зрения и действуют особенно благоприятно при близорукости слабой степени.

Особую группу составляют дети с нарушением нервно-психического здоровья. У них чаще всего возникают в школе различные проблемы, они выделяются уже в детском саду, доставляя много хлопот родителям, воспитателям, они чересчур живые, напоминают модель перпетуум-мобиле. Их невозможно удержать на одном месте, заставить внимательно слушать, усердно заниматься каким-то делом. Они плаксивы, раздра­жительны, суетливы, драчливы, постоянно кричат, при малейшей неудаче обижаются, плачут, даже пускают в ход кулаки. Родители и воспитатели выбиваются из сил, требуя послушания, но, видя, что все напрасно, вынуждены признаться в собственном бессилии.

Или наоборот — застенчивые до пугливости, нерешительные, робкие. Такие дети, еще не начав выполнять задание, пасуют, оправдываясь, что оно «очень трудное», «вокруг шумят*, «голова болит». Всегда виноват кто-то другой (но на самом деле они заранее знают, что не справятся с этим заданием). В результате ребенок все разбрасывает и отталкивает задание з сторону.

Очень часто эти дети плохо спят, боятся темноты, у них отмечаются тики (например, подергивание век), ночное недержание мочи, различные вредные привычки (кусание ногтей, покашливание, выдергивание волос и т.п.).

Нельзя сказать, что родители не обращают внимания на подобное состояние ребенка. Однако зачастую они не всегда правильно понимают и оценивают его, нередко считают эти особенности поведения избалованностью или характером, проходящими недостатками дошкольного возраста, порой поддаются чувству раздражения, по­казывают свое нетерпение и нетерпимость, срываются, совершая тем самым подчас непоправимые ошибки.

Объяснения у взрослых всегда находятся: «мы тоже устали», «и у нас вся жизнь на нервах», «не до капризов, заботы одолели». Каждый борется (и не в переносном, а в прямом смысле) с ребенком так, как считает нужным, в" соответствии с личными представлениями о необходимых требованиях к поведению. Стандартная оценка взрослыми такого поведения— избалованность, капризы, непослушание, невоспитанность. Не понимая истинных причин, родители, естественно, не всегда верно выбирают и тактику своего поведения, и тактику воздействия на ребенка.

Конечно, такие дети часто вызывают раздражение даже у любящих родителей. Однако опыт показывает, что частые наказания, окрики, желание настоять на своем во что бы то ни стало в подобных случаях не помогают, а только провоцируют ухудшение состояния ребенка. Не имее! смысла вступать с перевозбужденным малышом в дискуссию, пытаться перекричать его, в чем-то убедить, грубо удерживать, заражаться егс яростью и гневом. Ни к чему хорошему это не приведет. Лишь ваше хладнокровие и выдержка помогут ребенку остыть, успокоиться. Лучше не использовать жесткие меры, они лишь озлобляют ребенка. Прежде чем наказывать, обвинять его, строго требовать подчинения, необходимо разобраться — не связано ли его поведение с нарушением здоровья и не требуется ли помощь врача.

А вот за советом к врачу обращаются очень редко. Больше того, рекомендация показать ребенка детскому психиатру (нередко родителей об этом просят и воспитатели детского сада, а в дальнейшем и учитель в школе) вызывает бурную реакцию протеста, обиду. Бывают и непреклонные ответы: «Разве мой ребенок нервнобольной? Согласны идти к любому врачу, но только не к психиатру». Чаще всего это непонимание и страх: вдруг поставят на учет, узнают знакомые и т.п. А если и идут на диспансеризацию перед школой, то с одной целью — не сказать ничего, скрыть самое существенное, убедить себя и доктора, что все в порядке. Короче, честолюбие превыше всего, а страдает ребенок. Ведь если родители ничего не рассказывают врачу о своем беспокойстве, о нарушениях поведения ребенка, а, наоборот, уверяют, что «это он сейчас разнервничался», то за короткое время приема разобраться в истинном положении трудно. Отсюда и понятное заключение в медицинской карте: «Здоров»-. А ребенок обречен на тяжелую адаптацию к школе, на целый комплекс проблем и в итоге — на серьезный срыв здоровья. Ведь все эти нарушения — признаки неблагополучия, сигналы тревоги. Именно в этих случаях речь идет о нарушениях нервно-психического здоровья, которые относятся к категории так называемых пограничных расстройств, т.е. находящихся на грани нормы и болезни.

Среди детей, поступающих в первый класс, подобные нарушения встречаются в 15 — 20% случаев, и эти дети требуют особого внимания родителей еще задолго до поступления в школу. Неправильный педагогический подход, отсутствие своевременной коррекции и лечения чаще всего приводят к резкому ухудшению состояния здоровья ребенка, к усилению невротических проявлений и в результате к целому комплексу школьных проблем. Конечно, ребенку всегда нужно объяснить, в чем он ошибся, что надо исправить. Но делать это надо терпеливо, тактично, не оскорбляя и не унижая его достоинства. Похвала, ласковое слово, терпение и выдержка родителей всегда сделают свое доброе дело.

Еще раз напоминаем вам — не откладывайте визит к врачу. Только своевременно принятые меры помогут вашему ребенку преодолеть все трудности, которые ждут его в начале учебы.


ОСОБЕННОСТИ  РЕЧЕВОГО  РАЗВИТИЯ
Особое внимание при подготовке ребенка к школе надо обратить на его речь.Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Однако все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4 — 5 годам. Этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. К сожалению, в жизни мы очень часто наблюдаем, что любящие родители, общаясь с ребенком, коверкают слова, «сюсюкают»,имитируя неправильную речь малыша. Сыну или дочери уже 5 лет, а бабушка или мама ласково его уговаривает: «Вовочка сейчас будет hsm-ням кашку», «Деточка, посмотри, вон какая бибика едет», «Ой, у Машеньки бо-бо». Почему-то считается, что таким образом с ребенком устанавливаются более доверительные отношения. При этом не учитыва­ется, что подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным произношением, но и надолго закрепляет недостатки. Речь ребенка может развиваться полноценно только в том случае, если окружающие будут четко, правильно выговаривать все слова, без скидки на возраст малыша. Необходимо неоднократно, терпеливо повторять вместе с ребенком те слова, которые даются ему с трудом. Только не надо передразнивать, смеяться над ним. Это ведь очень обидно! Гуляете ли вы с малышом, читаете ли ему сказку, попросите рассказать, что он видел, что слышал, и если ребенок делает в произношении слов ошибки, мягко поправьте его.

Еще раз напомним, что к 4 - 5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки. Однако в силу разных причин — индивидуальных, социальных, особенностей развития — у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией (расстройство речи, проявляющееся в нарушении произношения звуков).

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Чаще всего нарушается произношение трудных по артикуляции звуков, таких, как р, л, свистящих — с, з, ц, шипящих —ш, ж, ч, щ. Эти звуки либо отсутствуют в речи малыша, либо искажаются, заменяются. Так ребенок может говорить «ука» вместо «рука», «вампа» вместо «лампа», «фыфка» вместо «шишка». Дислалии могут быть разными по своей сложности и проявлениям. Один ребенок неправильно произносит 1 — 2 звука, а другой — 5 — 6 звуков. Но в том и другом случаях необходимо устранить все недостатки звукопроизношения еще до начала обучения в школе. И не теряйте времени! Иначе эти дефекты закрепятся, и малыш будет писать слова так, как слышит. В итоге —неизбежные ошибки в письме. Ведь полноценная речь является непременным условием успешного обучения.

Поэтому прислушайтесь, правильно ли говорит ваш ребенок. Да, прислушайтесь! Очень часто родители, привыкнув к речи сына или дочери, не слышат, какие звуки произносятся неправильно, и бывают очень удивлены, когда им указывает на это педагог или логопед.

Самым простым способом выявления у ребенка умения произносить те или иные звуки речи является такой: малышу показывают различные картинки с изображением предметов, в названиях которых нужный звук стоит в начале, конце и середине слова. Например, при проверке звука с предлагаются картинки — санки, автобус, усы; звука  р — рука, забор, корова. Таким образом вы проверяете следующие звуки: л, л (мягкий), й, р, г, к, х, с, с (мягкий), з, з (мягкий), ц, ш, ж, ч, щ. В результате ваших исследований станет ясно, какие звуки ребенок произносит неправильно. Что же делать? Главное — не надейтесь на то, что эти речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое разумное — обратиться за помощью к специалисту-логопеду. Ведь коррекция звукопроизно­шения — сложный длительный процесс. Поэтому мы и советуем сконцентрировать внимание на речи вашего ребенка в 4 -— 5 лет, когда еще до школы есть время. На что же еще в этот последний перед школой год необходимо обратить особое внимание? Прежде всего — постепенно приучить ребенка к новой организации жизни, в которой чередуются такие виды деятельности, как занятия, отдых, игры, питание, сон. Другими словами, чтобы облегчить переход к первому, наиболее тяжелому этапу школьной жизни, необхо­димо воспитать у ребенка привычку действовать по новому распорядку дня — уроки, продленный день, домашние задания, прогулки и т.п.

Это необходимо для того, чтобы сформировать у ребенка выносливость, выработать навыки (организованность, аккуратность, проявление воли), которые пригодятся ему в будущем.

В этом смысле в более благоприятном положении находятся вос­питанники детских садов. Ведь они уже привыкли к определенному распорядку дня: занятия, прогулки, дневной сон, питание — все в определенное время, все знакомо. Они уже многое умеют —самостоятельно одеваться, умываться, чистить зубы.

Ну а если ребенок не посещает детский сад и проводит все время дома, где распорядок его дня довольно часто связан со степенью занятости взрослых? Такому малышу будет трудно сразу приспособиться к новому режиму, которого потребует обучение в школе, если не приучить его к этому  заранее.

Возьмите за пример организацию жизни дошкольника в детском саду. Ни один из тех видов деятельности, которыми ребенок занимается в группе, не должен отсутствовать в его жизни дома.. Малыша нужно научить быть самостоятельным — самостоятельно одеваться, уметь пользоваться приборами за столом, владеть гигиеническими навыками, в определенное время вставать и ложиться спать, завтракать, обедать и ужинать, играть и гулять. Если вовремя не привить необходимые навыки, малыш будет выглядеть среди буду­щих одноклассников неловким и неуклюжим, неумехой, чем он риску­ет вызвать и насмешки детей, и недовольство учителя. А глав­ное — все это будет отягощать его, приведет к излишнему утомлению и з результате к ухудшению здоровья.

Поэтому мы подробнее остановимся на всех этих вопросах и проанализируем все режимные моменты и их организацию.




РЕЖИМ ДНЯ
Итак! Ваш ребенок проснулся утром. Не заставляйте его сразу вставать, не дергайте, не торопите. Вы опаздываете на работу? Что же, учтите это и рассчитайте свое время так, чтобы ласково поговорить с малышом, пожелать ему доброго утра. А затем — обязательная утренняя гимнастика. Лучше, если вы тоже наденете спортивный костюм и встанете рядом. Личный при­мер — самое лучшее воспитание.

После утренней гимнастики — непременные водные процедуры (умывание, душ) и, конечно, необходимо почистить зубы. Надеемся, что вы уже с ранних лет приучили своего малыша к тому, что чистить зубы — обязательно. Он, конечно, имеет свою маленькую мягкую зубную щетку, ш вы показали ему, как правильно ею пользоваться.

Не забывайте и про закаливание, поскольку оно относится к наиболее эффективным мерам предупреждения простудных заболеваний. Необходимо постепенно приучать ребенка мыться холодной водой (последовательно понижая ее температуру), полезно и систематическое посещение бассейна.


Шестилетние дети должны самостоятельно, без напоминания и контроля со стороны взрослых умываться, причесываться, одеваться и обуваться, пользоваться носовым платком, а также туалетом.

Конечно, здесь от вас требуется большая выдержка. Так и хочется самому побыстрей одеть малыша, застегнуть пуговицы, завязать шнурки (ведь некогда!), но будьте терпеливы. Пусть он научится делать все это сам. Пусть сначала медленно, неумело, зато в школе не будет такой ситуации, когда все дети уже оделись на прогулку и ждут только вашего сына, а он копается и никак не может собраться. Это очень неприятно.

Не забывайте про завтрак. К сожалению, мы часто наблюдаем, что первоклассники приходят утром в школу голодные. Причины — «не хотелось», «маме было некогда», «проспали». До учебы ли тут, когда от голода кружится голова? Поэтому ребенка обязательно нужно приучить утром завтракать. А вечно торопящиеся взрослые должны оставить время на то, чтобы ребенок мог спокойно поесть.

А затем — занятия, так же, как будет в школе. Эти занятия должны быть короткими — 15 — 20 минут (более продолжительные еще трудны для ребенка). Главное — надо стремиться к тому, чтобы малыш в течение этого времени научился внимательно, сосредоточенно работать. Пусть это будет рисование, лепка, конструирование, важно, чтобы он умел слушать взрослого, понимать вопросы, выполнять задания. Но будьте осторожны! Вот не прошло и 10 минут, а сын уже не слушает вас, крутится, лезет под стол, зевает... Сразу же прервите занятие, отвлеките его, дайте отдохнуть. Ни в коем случае не досиживайте «обязательные» 20 минут. Уговоры, упреки, наказание здесь не помогут. Результатом будет утомление, негативная реакция и в итоге упорное нежелание учиться. Будьте доброжелательны и терпеливы, не забывайте похвалить ребенка даже за самый маленький успех и за труд. Постепенно он привыкнет к занятиям.

Особое внимание необходимо уделить пребыванию ребенка на воздухе. Для 6 — 7-летних детей это 3 — 3,5 часа в день. Не забывайте, что самое тяжелое для малыша — находиться длительное время без движения. Используйте прогулку для того, чтобы он мог бегать, прыгать, бросать мяч, играть в различные подвижные игры, организуйте небольшие спортивные состязаний (кто лучше пройдет по скамейке, кто быстрее добежит до дерева, пролезет через обруч). Это особенно важно для не очень ловких, неповоротливых детей, у которых плохо развиты моторные навыки. Некоторые родители, опасаясь, как бы с таким ребенком чего-нибудь не случилось, щадят его, не пускают играть с другими детьми («чтобы не обидели»), заставляют его спокойно играть рядом с собой в песочек, не дают побегать («вдруг упадет»). Это большая ошибка! Наоборот, эти дети нуждаются в особом внимании, в специальных играх и упражнениях, направленных на развитие ловкости и координации движений.

Мы уже говорили о том, что малыш должен привыкнуть к прие­му пищи в строго определенное время: например, в 8 ч — завтрак, в 13 ч — обед, в 16 ч — полдник, в 19 ч — ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна). Если у ребенка выработается привычка есть в одни и те же часы, вы избежите многих проблем, связанных с плохим аппетитом.

И наконец, правильная организация сна. Учтите, что 6—7-летний ребенок должен спать 11,5 — 12 часов в сутки. И это не только ночной, но и обязательный полутора-двухчасовой дневной сон. Часто приходится слышать: «Он у меня уже большой и давно не спит днем!» Поэтому мы еще раз подчеркнем — дневной сон обязателен для 6—7-летнего ребенка. Это наилучший вид отдыха, который помогает снять нервное напряжение и снизить неблагоприятное влияние наиболее тяжелой статической нагрузки (неподвижная поза). А в первом классе она будет очень большой (четыре урока в день). Поэтому совершенно необходимо выработать у ребенка привычку спать после обеда. Кстати, у 6-летних первоклассников дневной сон после обеда является обязательной составной частью школьного режима.

Ну а если ребенок не хочет спать? Не привык, переутомился, перевозбудился. Пусть полежит, а вы попросите его закрыть глаза и послушать интересную сказку (здесь может быть много вариантов).

Вечером ребенок тоже должен ложиться спать в строго определенное время — не позднее 21 ч. Хороший, спокойный сон — это основа здоровья. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы после ужина малыш не перевозбуждался, не смотрел «страшные» фильмы, не играл в шумные, чересчур подвижные игры. Постарайтесь к вечеру выяснить с ним все неприятные проблемы, простить за какой-нибудь утренний или дневной проступок. И никогда не превращайте сон в наказание. Как часто слышишь: «Ах, ты не хочешь... (следует перечисление), за это немедленно ляжешь спать!» И у ребенка закрепляется связь: провинился — иди спать. Значит, спать — это наказание, а наказание всегда тягостно. В результате все это неблагоприятно отразится на качестве его сна. Малыш может вскрикивать во сне, просыпаться, плакать, а утром встанет невыспав­шимся, капризным. Некрепкий, тревожный сон, недосыпание непременно скажутся на самочувствии ребенка. Поэтому, если вы видите, что ребе­нок перевозбужден, капризничает, успокойте его, погуляйте перед сном 30 — 45 минут. И уж конечно, когда ребенок лег спать, позаботьтесь о том, чтобы в соседней комнате не работал громко телевизор или радио­приемник, притушите свет, а если у вас гости, попросите их говорить потише.

Итак, до школы осталось мало времени. Используйте его таким образом, чтобы у вашего малыша было как можно меньше проблем в этот трудный для него период. Многое зависит от вас, от вашего терпения и организованности, желания помочь своему ребенку. Только при этом условии вы сохраните и его здоровье, и интерес к учебе.

по материалам книги С.П. Ефимовой «Как готовить ребёнка к школе». Советы врача Ассоциация педагогической помощи родителям  Под ред. А.Г. Хрипковой / Москва, «Просвещение» 1992



Комментариев нет:

Отправить комментарий